МУЗЫКА И ИНТЕЛЛЕКТ

Дорогие родители и педагоги! С этого номера мы начинаем печатать статьи Алисы Самбурской, посвященные актуальной в наше время теме – влиянию музыки на интеллектуальное развитие ребенка. А. Самбурская – кандидат педагогических наук, музыкант, педагог-психолог, автор известной книги «Глобальное чтение», многодетная мама.

      С давних времён до наших дней музыкальное искусство бесспорно признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека. Неоспоримым фактом является то, что ни одно искусство не сравнится с музыкой по силе эмоционального воздействия. «Мyзыка, ее пеpвый звyк, pодилась одновpеменно с твоpением миpа», – так yтвеpждали дpевние мyдpецы. Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение. В трактате Кассеодора Сенатора «О музыке» читаем: «Музыка – наука о гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку».

      Еще в глубокой дpевности выделяли три напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм: 1) на дyховнyю сyщность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело.

      Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и накопленный тысячелетиями опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии. Как гласит предание, цаpь Давид своей игpой на аpфе вылечил от депpессии цаpя Саyла, а также спас его от нечистых дyхов. Эскyлап лечил pадикyлит гpомкими звyками тpyбы, однажды он своей мyзыкой возвpатил безyмномyблагоpазyмие. К мyзыке, как к спасительнице, обpащались ветхозаветный мyзыкант Имхотеп, египетский жpец Шебyт-м-Мyт. В IIIв. до н.э. в Паpфянском цаpстве был выстpоен специальный мyзыкально-медицинский центp. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных пеpеживаний.

      В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании.  Пифагор свидетельствует, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Этот великий философ основал собственную школу мудрости, в которой главенствующими были два предмета: математика и музыка.  По мнению Пифагора, изучение музыки в качестве точной науки ведёт к познанию всех проявлений бытия.  Им было определено такое явление, как природный звукоряд. Им также было создано астрономическое учение "Музыка сфер", в котором он представлял мир, как некое пространство гармонических интервалов, в котором любое небесное тело издаёт звуки, упорядоченные аналогично нотам в гамме. И лишь тот, кто "нарочно разовьёт свой слух для этой цели", сможет услышать гармонию Вселенной. Музыка сфер может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе.

       Наиболее выдающийся вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования. Как известно, греческая Paideia была не просто воспитанием и образованием, но введением в культурную жизнь общества. Целью ее греки считали калокагатию, то есть культивирование личности прекрасной и хорошей. Лучшие традиции этой Paideia нашли блестящее воплощение в платоновской Paideia вообще и музыкальной, в частности. Созданная им музыкальная Paideia – замечательный, первый в истории образец целостной философской системы непрерывного музыкального воспитания и образования.

      Одним из главных условий осуществления идеального государственного устройства Платон считал правильное воспитание граждан, основу которого составляло воспитание посредством мусического искусства. Как один из главных компонентов воспитательной программы Платона музыка фигурирует в двух ипостасях. Во-первых, музыка является наряду с поэзией и орхестикой элементом мусического искусства. Во-вторых, она имеет теоретический аспект, предмет ее – выяснение того, «какие числа созвучны, а какие – нет, что чрезвычайно полезно для исследования красоты и блага». Музыка как живое искусство звуков помещена Платоном в мир земного бытия, а во втором случае она приближена к вечному и истинному бытию идей.

      Фундаментальным понятием музыкально-педагогической концепции Платона является гармония. По мнению философа, слышимая гармония, заключенная в произведениях мусического искусства, водворяет гармонию в души людей, а, значит, делает их добродетельными. Созерцание гармонии в движении звуков, небесных тел поворачивает душу к познанию добра. Таким образом, гармония, являясь свойством музыки как искусства и музыки как науки, объединяет их, и, следовательно, две ступени платоновской музыкальной Paideiaв единую целостную концепцию.

      Для античности показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.

      В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Шекспир в трагедии Ромео и Джульетта» говорит устами своего героя: «Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль».

      В XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как yживотных, так и yчеловека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга, академика Б. Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

    Итак, Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Так утверждают древние трактаты. К этому пониманию музыки постепенно приходит и современная наука. Начиная с XIXв. она накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований.

     К XXвеку постепенно стали накапливаться наyчные данные, подтвеpждающие знания дpевних о том, что мyзыка – мощнейший источник энеpгий, влияющих на человека. Эксперименты велись в нескольких направлениях: 1) влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; 2) влияние музыки великих гениев человечества; 3) индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; 4) воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.

      В XX в. интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека резко возрос во всем мире. Все больше медиков, психологов и педагогов старалось донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом.

      Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также повышает и понижает мышечный тонус и стимулирует появление эмоций.

      Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев говорил об огромном значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его жизни, подчеркивая также ее лечебное и гигиеническое значение. В своей работе «Объективная психология» он писал о влиянии музыки на дыхание, деятельность сердца, кровообращение, артериальное давление, обмен веществ, работоспособность и другие функции и разделял это влияние на стеническое и астеническое. Стеническое – положительное влияние тоновых раздражителей, гармонии, мелодии и ритма на функцию органов, астеническое – угнетение дыхания, обмена веществ, спазм сосудов.

       Музыка, оказывающая стеническое влияние обладает определенными характеристиками – темп на уровне частоты сердцебиений, регулярный ритм, отсутствие слишком высоких звуков, динамика на уровне средней громкости звучания, преимущественно гармонические каденции и др.  Также, по его мнению, музыка способна устранять растущую усталость и придавать физическую бодрость. В 1914 г. В.М. Бехтерев выступал на заседании специальной Комиссии по изучению влияния музыки на живой организм. Его доклад «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» и другие работы убедительно показали, насколько необходимо приобщение ребенка к музыке в самом раннем возрасте для его нормального развития.

      С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа, что под воздействием определенных типов музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений и многое другое.

      Создатель музыкальной фармакологии, американский ученый Р. Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. 

      Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия нашего века. В московском центре «Эйдос» музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают аудиокассеты с записью звуков природы: шума прибоя, пения птиц, рокота океанских волн, раскатов грома, шума дождя.

      По мнению М.Л. Лазарева, автора системы музыкотерапии "Сонатал", в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления ребенка. По его мнению,музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический, психологический. Вибрационныйфактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле. Физиологическийфактор музыки способен изменять различные функции организма, такие, как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая. Психологическийфактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

                      И действительно: поскольку музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию, она учит ребенка чувствовать ритмы самой жизни. А ведь по крайней мере ритмическим закономерностям подвержены абсолютно все сферы человеческой жизни! (смена времен года, дня и ночи, порывы ветра, любые движения, всё, что связано со временем – а со временем связано всё)). Музыка гармонизирует собственные биоритмы человека, синхронизирует биохимические процессы организма,что особенно важно при весенне-осенних десинхронозах у детей (десинхроз – отсутствие синхронной деятельности различных функциональных систем организма в периоды резких изменений природного фактора). Музыка позволяет ребенку почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем. 

      Разные виды музыки и музыкальной деятельности воздействуют на различные функции организма. Всем известно, что музицирование на духовых инструментах и пение способствуют улучшению дыхательных функций, клавишные инструменты помогают развивать мелкую моторику и т.п.  Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, пассивная грусть – 9 вдохов в мин., активная грусть – 20 вдохов в мин., страх – 60 вдохов в мин., гнев – 40 вдохов в мин. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу (пение, игра на духовом инструменте, активное слушание), мы можем моделировать эмоциональное состояние. Причем, этот эффект возникает не только при игре на музыкальном инструменте, но и при активном слушании игры другого человека.  (О восприятии музыки и о том, какие процессы протекают в мозге человека при этом процессе, поговорим в следующих статьях.  Этот эффект подобен эффекту, возникающему по методу физических действий К.С. Станиславского.)

      Оживляя эмоциональную сферу, музыка восстанавливает иммунобиологические процессы (при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет).Кроме того, специально подобранная музыка позволяет дозированно «тренировать» эмоциональный мир ребенка и повышать уровень иммунных процессов в организме, и приводит к снижению его заболеваемости.

Музыка действует на эмоции человека, а любая эмоция, как известно, связана с определенными биологическими реакциями в организме. Поэтому в определенном смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения в биохимических процессах. Во многих работах продемонстрирован позитивный эффект от восприятия музыки на физиологические и поведенческие реакции, а также на эмоциональное состояние человека в ситуациях, вызывающих тревожность. Кроме того, учеными было доказано, что музыка не просто воспринимается через эмоции, но и способна их корректировать. Например, Т.Ю. Алексеевой музыкальное искусство представлено как средство коррекции эмоциональной дезадаптации у детей в стрессовых ситуациях.

Самый простой пример того, как музыка готовит нас к определённым эмоциям – саундтрек любого кинофильма или спектакля. Буквально по первым двум тактам музыкального сопровождения мы понимаем, что будет дальше на экране; и благодаря, например, тревожным повторяющимся полутонам в верхних регистрах зритель начинает ощущать нужную режиссёру эмоцию.

      Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Результаты исследований о связи внемузыкальных явлений с интеллектом и с эмоциональной сферой подтверждают мысль известного советского психолога Б.М. Теплова о том, что музыка представляет собой раздражитель, вызывающий целостную реакцию всего организма.

       О том, как использовать эти музыкальные влияния с пользой "для ума и сердца", мы поговорим в следующих статьях.